Анэкантавада

Анэкантава́да (санскр. anekāntavāda – учение о неоднозначности) – основная доктрина диалектической методологии в джайнской философии, суть которой в признании объективной многоаспектности сущего, несовместимой с абсолютизацией отдельных ее аспектов в рациональном познании мира. Пафос творцов анэканта-вады – в критике односторонних способов параметризации и вербализации действительности, предлагаемых другими философскими направлениями, и в акцентировке определенного «срединного пути» как гаранта против «идолов познания». Анэканта-вада прежде всего систематизирует возможные подходы к описанию действительности (naya), каждый из которых чреват при некорректной его экстраполяции за границы рационального той или иной абсолютизацией. Эти подходы были исчислены уже в «Таттватхигамасутре» Умасвати (I. 34–35), а затем истолкованы и систематизированы в «Сьядвадаманджари» Маллишены и в «Прамананайятаттварахасье» Гунаратны.

Хотя Умасвати предлагал исчислять найи в количестве 8, средневековые авторы предпочитали считать, что их 7. В их число включались: 1) naigamya-naya – нестрогая атрибуция качеств субстанциям (положение: «В душе есть бытие и сознание», тогда как в данном случае бытие следовало бы отделять от сознания); 2) saṃgraha-naya – обращение к роду без уточнения видовых различий (душу, начала движения и покоя, а также пространство и материю относят к «субстанциям», не проводя различений между ними); 3) vyavahāra-naya – разложение целого на части (напр., «то, что есть, может быть либо субстанцией, либо атрибутом»): 4) ṛjusūtra-naya – выделение того состояния вещи, которое обнаруживается только в данный момент; 5) śabda-naya – буквалистская интерпретация слов и выражений (когда говорят, напр., «Гора Сумеру была, есть и будет», то можно подумать, что указанные временные характеристики присущи горе как таковой); 6) samabhirūḍha-naya – специальное рассмотрение синонимов (можно подумать, что Индра, Шакра и Пуракдара – разные божества, а не имена одного); 7) evaṃbhūta-naya – изолированное рассмотрение этимологии. Первые четыре найи соотносятся средневековыми джайнами с вещами самими по себе, три последние – с их вербализацией; первые три – с субстанциями, четыре последние – с их состояниями. Маллишена уточняет, что 1-я найя представлена в ньяя-вайшешике, 2-я абсолютизируется в монизме веданты (отчасти и в санкхье), 3-я – у материалистов-локаятиков, 4-я – у буддистов, 5–7-я – у грамматистов. Трактовки 2-я и 4-я представляют две взаимодополняющие крайние позиции индийской мысли, в которых реально абсолютизируются соответственно единство и неизменность Бытия и плюральность и изменчивость мира становления.

В.К. Шохин

***

Анэкантава́да — «доктрина неодносторонности», знаменитая методологическая доктрина джайнизма, формулируемая в виде двух самостоятельных доктрин: сьявады (доктрина «некоторым образом») и наявады (доктрина «отношений»). Эти доктрины, в особенности первая, имели такую известность, что индуистские оппоненты джайнизма иногда использовали название «сьявада» как общее обозначение джайнистской философии. Центр, идея анэкантавады состоит в требовании учитывать неодносторонность, неоднозначность (анэканта)реальности и отказаться поэтому от попыток абсолютизировать любой подход к ее интерпретации. Реальность конкретна, поэтому любое высказывание о ней может быть истинным только «некоторым образом» (сьяд), с определенной точки зрения (пая). Однако существует множество точек зрения, множество отношений, следовательно, истинность или неистинность всякого высказывания остается относительной, неполной. Полная абсолютная истинность внедискурсивна и возможна только на уровне абсолютного (кевала) познания.

А. Терентъев

Top.Mail.Ru
Copyright © 2020 ДЖАЙНОЛОГИЯ.РУ