Шветамбарский канон

Существует несколько общих названий корпуса канонических сочинений в джайнской традиции: siddhānta — «предел достигнутого»; āgama — агамы; nigaṇṭha-pāvayāṇa — «проповеди ниргрантхов»; gaṇi-piḍaga — «корзина гана[дхаров]», suya-ṇāṇa — «священное знание». Шветамбарский канон включает в себя 45[1] (в некоторых версиях — 50) текстов , которые в своей совокупности составляют три больших раздела: пурвы (pūrva) — «ранние, или прежние» анги (aṅga) — «первичные части» и ангабахья (aṅgabāhya) — «внешние [по отношению к] ангам». Пурвы составляют 14 утерянных текстов, анги — 12 сочинений (последнее из которых также утеряно), ангабахья — 34 текста: 12 упанг, 6 чхеда-сутр, 4 мула-сутры, 10 пракирна-сутр и две чулика-сутры. Точно неизвестно, когда началась письменная фиксация канона, самые ранние манускрипты, дошедшие до нашего времени, датируются XI в.

Учение Махавиры длительное время передавалось изустно. Попытки свести воедино наставления последнего тиртханкара были предприняты на соборах-вачанах. Согласно преданию, на Первом соборе были составлены 12 анг. Два последующих собора, северный в Матхуре (так называемый māthuri vācanā) , под предводительством Скандилы, и западный, в Валабхи (yalabhi vāca­nā), под руководством Нагарджуны, проведенные приблизительно в одно и то же время, стали следующим этапом кодификации корпуса. Оба учителя не встречались для координации действий и не сравнивали свои «каноны». Впоследствии версия Скандилы была принята как «официальная», тогда как составленная на соборе Нагарджуны рассматривается в качестве варианта. Окончательный вариант был установлен на третьем соборе, собранном Деварддхиганином в Валабхи в первой половине V в. н.э. В целом корпус канонических книг шветамбарского канона можно считать составленным к VI в. н.э., хотя отдельные сочинения (во всяком случае, хотя бы в предварительном виде), возможно, появляются уже в III в. до н.э. Ряд авторов полагают, что расширение корпуса канонических текстов продолжалось вплоть до XVII в.

Язык канона — пракрит[2] ардхамагадхи (букв, «полумагадхи»), или арша (ārṣa), т.е. «язык риши».

I. 12 «первичных частей» (aṁga, скр. aṅga):

  1. *Āyāraṁga-sutta (Acārāṅga-sūtra)[3] состоит из двух разделов, первый из которых является самым ранним джайнским текстом и включает в себя в настоящее время 8 глав (ранее — 9); второй раздел имеет 16 глав; сутра содержит изложение основных положений джайнской доктрины, самое первое жизнеописание Махавиры и рассказы о жизни аскетов вкупе с системой предписаний должной аскезы; помимо этого сутра включает в себя и разнообразные сведения о ботанике, зоологии, медицине и других теоретических дисциплинах.
  2. *Sūyagaḍaṁga (Sūtrakṛtāṅga) также состоит из двух разделов: первая включает в себя 16 глав, вторая— 7, и интересна в первую очередь сведениями о различных не-джайнских доктринах: фатализма, агностицизма, не-деятельности и нигилизма, которым противопоставляется в качестве идеала анэкантавада («доктрина неодносторонно­сти»); кроме того, текст содержит рассмотрение различных форм души, дает описание ада и мучений, претерпеваемых там душами.
  3. hānāga (Sthānāga) имеет 10 глав и считается энциклопедическим  компендиумом  джайнского  учения,  практики,  мифологии, космологии, а также рассказывает о джайнских ересях.
  4. Samavāyaṁga (Samavāyāṅga) может рассматриваться как своеобразная компиляция и логическое продолжение предыдущих сутр. причем данный текст выстраивается в соответствии с количеством предметов рассуждения — от одного до котикоти сагаропам .
  5. *Bhagavatī Viyāhapaṇṇatti (Vyūkhyāprajñāpti) является самым объемным произведением и состоит из 41 части, где Махавира и его главный ученик Индрабхути Гаутама излагают джайнское учение в диалогах и легендах; текст содержит обширные и ценнейшие сведения о социально-политических реалиях того времени.
  6. *Nāyādhammakahāo (Jñātādharmakathāḥ) составляет сборник из двух разделов (первый включает 19 глав, второй — 10) увлекательных и живых рассказов, иллюстрирующих последствия пути праведности, причем восьмая глава содержит историю 19-го тиртханкара-женщины — Маллинатхи.
  7. *Uvāsagadasāo (Upāsakādaśāḥ) повествует в 10 главах о решимости и благочестии 10 обычных мирян-домохозяев, принявших учение тиртханкаров.
  8. *Aṁtagaḍadasāo (Antakṛddaśāḥ) включает 8 разделов (по 10, 8, 13, 10, 10, 16, 13 и 10 глав в каждом соответственно) и посвящена рассказу о десяти аскетах, уничтоживших свою карму и обретших освобождение.
  9. *Aṇuttarovavāiyadasāo (Anūttaraupapātikadaśāḥ) состоит из 3 разделов (10, 13 и 10 глав соответственно) и рассказывает о святых, достигших высших уровней небес.
  10. Paṇhāvāgaraṇāiṁ (Praśna-Vyākaraṇāni) представляет собой наставления и предписания в 10 главах относительно притока кармы, пяти великих обетов и т.п. в догматической форме.
  11. *Vivāgasuyaṁ (Vipāka-Śrutam) содержит 10 рассказов о воздаянии за добрые дела (первый раздел) и наказании за дурные поступки (второй раздел).
  12. Diṭṭhivāya (Dṛṣṭivāda) — утеряна.

II. 12 «вторичных частей» (uvaṁga, скр. upāṅga):

  1. Ovavāiya[4] (Aupapātika) сначала повествует о том, как Махавира отправился в город Чампа, где произнес проповедь перед царем Магадхи Куника-Аджаташатру и царицей Дхарини, а затем он же объясняет своему ученику Гаутаме, как может быть обретено существование в теле бога; текст примечателен своими выразительными описаниями, которые больше в джайнском каноне в таком количестве не встречаются.
  2. Rāyapaseṇaījja[5] (Rājapraśnīya) рассказывает о том, как царь Прасенаджит был обращен последователем Паршвы аскетом Кеши и позднее, став богом Сурьябхадевой, почтил Махавиру.
  3. Jīvābhigama[6] (Jīvābhigama) детально описывает мир и различных его обитателей.
  4. Paṇṇavaṇā (Prajñāpanā) в 36 главах разъясняет различные формы и характеристики живых существ; в традиции составление этого текста приписывается Шьямачарье (Калакачарье).
  5. Sūriyapaṇṇatti[7] (Sūryaprajñāpti) описывает в 20 главах солнце и другие небесные тела.
  6. Jambūddīvapaṇṇatti (Jambūdvipaprajñāpti) состоит из 7 глав и рассказывает о континенте Джамбудвипа, а также приводит предания о прежних правителях мира.
  7. Caṁdapaṇṇatti (Candaprajñāpti) описывает луну и другие небесные тела (в современном виде схожа с пятой упангой; возможно, в древности было два различных текста, описывающих солнце и луну соответственно).
  8. *Nirayāvalī (Nirayāvalī) в 10 главах повествует о десяти царевичах, сыновьях царя Шреники, которые вместе со сводным братом Куникой отправились в поход против своего деда Четаки, правителя Вайшали, погибшего в битве и попавшего после смерти в ад.
  9. Kappāvaḍaṁsiāo (Kalpāvataṁsikāḥ) рассказывает о 10 сыновьях царевичей из восьмой упанги, которые стали аскетами и достигли различных уровней неба.
  10. Pupphiāo (Puṣpikāḥ) описывает в 10 главах предыдущие рождения различных божеств, которые выразили почтение Махавире.
  11. Pupphacūliāo (Puṣpacūlikāḥ) является продолжением десятой упанги и состоит из 10 глав.
  12. Vaṇhidasāo (Vṛṣṇidaśāḥ) включает в себя 12 глав и повествует об обращении в джайнизм 12 царевичей династии Вришниев под влиянием тиртханкара Ариштанеми.
  13. (12а) Dīvasāgarapaṇṇatti (Dvīvasāgarapmjñapti).

III. 10 «разрозненных пассажей» (paiṇṇa, скр. prakīrṇa):

  1. *Causaraṇa (Catuḥśaraṇa) содержит 63 стиха — молитвы и правила исповедания своих проступков, а также проповеди всеведущих.
  2. Āurapaccakhāṇa (Āturapratyākhyāna) посвящена описанию в 70 стихах приготовлений к «святой смерти» (саллекхане) для аскетов.
  3. Bhattapariṇṇā (Bhaktaparijñā) — правила относительно отказа от пищи в 172 стихах.
  4. Santhāra (Saṁstāra) описывает в 123 стихах сиденье из травы куша, сидя на котором аскет выполняет обет добровольной смерти.
  5. Taṇḍulaveyāliya (Taṇḍulavaitālila) приводит в 139 стихах джайнские представления о человеческой анатомии и эмбрионах.
  6. *Caṃdāvijjhaya (Candravedhyaka) описывает в 175 стихах характеристики учителя, ученика, жизни и смерти.
  7. Deviṃdatthaya (Devendrastava) — сборник гимнов в честь правителей-богов, состоящий из 307 стихов.
  8. Gaṇivijjā (Gaṇividyā) — своеобразный астрологический трактат в 82 стихах, рассказывающий о благоприятных датах и предзнаменованиях в аскетической жизни.
  9. Mahāpaccakkhāṇa (Mahāpratyākhyāna) в 142 стихах приводит формы и правила обряда отречения в преддверии смерти.
  10. Vīratthaya (Vīrastavd) в 43 стихах содержит гимны, восхваляющие Махавиру.

IV. 6 «дисциплинарных сутр» (cheya-sutta, скр. cheda-sūtra):

  1. Nisīha (Niśītha) включает в себя 20 глав и описывает обязанности монаха и искупление в случае их нарушения.
  2. *Mahānisīha (Mahāniśītha) в 6 главах и двух приложениях в виде назидательных рассказов объясняет ритуалы искупления, исповедания и различные нарушения дисциплины.
  3. Vavahāra (Vyavahāra) содержит 10 глав, в которых излагает правила дисциплины.
  4. Āyāradasāo (Ācāradaśāḥ), называемая также Dasāsuyakkhandha (Daśāśrutaskandha), состоит из 10 глав и содержит среди всего прочего правила аскетической жизни (в том числе на период сезона дождей), описание 11 ступеней духовного самосовершенствования для мирян, перечисление качеств, необходимых для духовного лидера; восьмая часть этого сочинения называется Kalpa-sūtra, атрибутируемая Бхадрабаху и рассказывающая о жизни тиртханкаров.
  5. Kappa (Bṛhat-(sādhu)-kalpa) в 6 главах описывает правила для монахов и монахинь.
  6. Раṁсакарра[8] (Раñсакаlpа) посвящена той же тематике, что и предыдущая; состоит из 103 стихов[9]
  7. (6а) Jīyакарра (Jītakalpa). Текст по монашеской дисциплине в стихотворной форме.

VI. 4 «коренные сутры» (mūla-sutta, скр. mūla-sūtra):

  1. *Uttarājjhayaṇa[10] (Uttarādhyayana) состоит из 36 глав и содержит легенды, предания, диалоги и проповеди на различные темы и традиционно считается последней проповедью Махавиры перед обретением освобождения; данная сутра читается на празднике Дивали, который отмечается джайнами как день мокши Махавиры.
  2. Āvassaya (Āvaśyaka) делится на 6 разделов и посвящена ежедневным обязанностям джайна в связи с различными предметами.
  3. *Dasaveyāliya (Daśavaikālika) в 10 главах и 2 приложениях описывает правила аскетической жизни.
  4. Piṇḍaṇiijutti[11] (Piṇḍaniryukti) в 671 стихе рассказывает о правилах получения подаяния для аскетов.
  5. (4а) Ohaṇijjutti (Oghaniryukti) состоит из 881 стиха.
  6. (46) Pakkhi (Pākṣi).

В состав утерянной 12-й анги, согласно преданию, входили:

  1. Parikarma
  2. Sūtra — 88 сутр, описывающих правильные и ложные учения.
  3. Aṇuyoga содержала легенды о чакравартинах и их роли в истории джайнской святости.

Утерянные 14 пурв:

  1. Uppāya (Utpāda) рассказывает о субстанциях с точки зрения их возникновения, пребывания и исчезновения.
  2. Aggeanīīya (Agrāyanīya) разъясняет основные принципы и субстанции джайнской доктрины.
  3. Vīriyappavāya (Vīryānupravāda) описывает основные характеристики субстанций, признаки чакравартинов, богов и т.д.
  4. Atthinatthippavāya (Astināstipravāda) рассказывает о 7 точках зрения и 7-членном предицировании объектов.
  5. Nāṇappavāya (Jñānapravāda) поясняет различия между правильным и ложным знанием.
  6. Saccappavāya (Satyapravāda) содержит разъяснения относительно ложной и правильной речи.
  7. Āyappavāya (Ātmapravāda) повествует о свойствах души.
  8. Kammappavāya (Karmapravāda) рассказывает о карме.
  9. Paccakkhāṇappavāya (Pratyākhyānapravāda) описывает ритуал раскаяния.
  10. Vijjāṇuppavāya (Vidyānupravāda) перечисляет индивидуальные знания и разъясняет, как один вид знания включает другой.
  11. Avañjha (Avaṅdhya) или Kallāṇavāda (Kalyāṇavāda) описывает основные события в жизни 63 чакравартинов.
  12. Pāṇāvāya (Prāṇāvāda) содержит сведения по медицине.
  13. Kiriyāvisāla (Kriyāviśāla) рассказывает о музыке и других искусствах, связанных с ритуалами и обрядами.
  14. Logaviṁdusāra (Lokabindusāra) описывает устройство мира, различные обряды и действия, а также освобождение.

В шветамбарской традиции существует еще корпус текстов, примыкающих к агамам. Эти сочинения называются нигамы (nigama), или упанишады, каковых насчитывается 36. Кроме того, не все шветамбарские направления и толки признают приведенный выше список. Так, например, стханакавасины[12] не признают 10 пракирн, 2-ю и 6-ю чхеда-сутры, и «Пинда-ниръюкти», поэтому общее число канонических сочинений этой школы составляет 32 текста.

 

Дигамбарский канон

Дигамбарское предание гласит, что подлинные наставления Махавиры были утеряны. Однако в традиции сохраняется список утерянных текстов аутентичного канона, который состоял из двух разделов: анги и ангабахья. Названия анг дигамбарского канона аналогичны таковым шветамбарского корпуса, различия заключаются в составе 12-й анги. Дигамбарская традиция включает в нее:

А. 5 «парикарм» (скр.):

  1. Candra-prajñapti[13] рассказывает о луне.
  2. Sūrya-prajñapti повествует о солнце.
  3. Jambūdvipa-prajñapti описывает континент Джамбудвипа.
  4. Dvīpa-sāgara- prajñapti рассказывает о континентах и океанах.
  5. Vyākhyā-prajñapti разъясняет основные категории джайнской доктрины.

Б. 5 «чулика-сутр»:

  1. Jalagata описывает магические способности и мантры, с помощью которых можно остановить воду, перейти по воде и сквозь огонь и т.п.
  2. Sthalagata рассказывает о том, как достичь отдаленных земель с помощью магии.
  3. Māyāgata учит тому, как творить различные чудеса.
  4. Rūpagata описывает, как превращаться во льва, слона и других животных, а также как превращать растения и металлы в другие формы.
  5. Ākāśagata рассказывает о том, как летать по воздуху.

Раздел «ангабахья» у дигамбаров состоит из 14 пракирнак:

  1. Sāmāyika описывает виды поклонения.
  2. Caturviṁśatistava рассказывает о жизни тиртханкаров, их способностях, свойствах и т.д.
  3. Vandanā повествует о храмовом культе.
  4. Pratikramaṇa описывает ритуал раскаяния.
  5. Vinaya посвящена воспитанию.
  6. Kṛtikarma разъясняет обряды почитания джин.
  7. Daśavaikālika содержит правила жизни аскетов.
  8. Uttarādhyayana описывает неудобства и трудности аскетической жизни.
  9. Kalpavyavahāra поясняет наставления в дисциплине.
  10. Kalpākalpa (vidhānaka) рассказывает о том, в чем нуждается монах.
  11. Mahākalpa (saṁjñaka) разъясняет разницу между джинакальпой и стхавиракальпой.
  12. Puṇḍarika описывает деяния, ведущие к возрождению в теле бога.
  13. Mahāpuṇḍarika описывает деяния, ведущие к возрождению в теле Индры и т.п.
  14. Niṣiddhikā, или Aśitikasama разъясняет средства очищения души от ошибок и т.п.

Как уже было отмечено, все вышеперечисленные тексты считаются утраченными, поэтому дигамбары позднее (к X в. н.э.) составили «вторичный» канон, дав ему название «четыре веды» (caturvedāḥ). Часть текстов этого корпуса написаны на пракрите (джайн-махараштри)[14], а часть— на санскрите. Современный канон дигамбаров[15] состоит из четырех разделов (вед):

I. Prathama-anuyoga — «мировая история»):

  1. Piṇḍaniryukti Равишены (650 г. н.э.[16]).
  2. Harivaṁśapuraṇa Джинасены (783 г.).
  3. Ādipuraṇa Джинасены.
  4. Uttarapuraṇa Гунабхадры (составлена в 879 г.)[17].

II. Karaṇa-anuyoga — космология[18]:

  1. Surya-prajñapti.
  2. Candra-prajñapti.
  3. Jayadhavalā.

III. Dravya-anuyoga — философия:

  1. Pravacana-sāra Кундакунды. [ориг. | пер. Н.А. Железновой]
  2. Samaya-sāra Кундакунды. [ориг. | пер. Н.А. Железновойпер. Г.В. Гарина]
  3. Niyama-sāra Кундакунды. [ориг. | пер. Н.А. Железновойпер. Г.В. Гарина]
  4. Pañcāstikāya-sāra Кундакунды. [ориг. | пер. Н.А. Железновой]
  5. Tattvārthādhigama-sūtra Умасвами [ориг. | пер. Н.А. Железновой | пер. А.А. Терентьева | пер. Г.В. Гарина] с комментариями Самантабхадры[19] (600 г.), Пуджьяпады (500 г.), Акаланки (750 г.) и Видьянанды (800 г.).

IV. Caraṇa-anuyoga — этика и ритуал:

  1. Мūlācāra Ваттакеры (I в.).
  2. Trivarṇācāra.
  3. Ratnakaraṇdaśrāvakācāra Самантабхадры (600 г.).

Следует отметить, что канон дигамбарской традиции складывался в течение длительного периода времени, об этом свидетельствует и не-устоявшийся список текстов (он варьируется в различных справочных изданиях по джайнизму). Так, например, самый ранний известный список канонических дигамбарских сочинений содержится в комментарии «Сарвартхасиддхи» (Sarvārthasiddhi) Пуджьяпады на трактат «Таттвартха-адхигама-сутра» (далее — ТС) Умасвати. Пуджьяпада приводит список канонических и упоминает два неканонических (по его мнению) текста. К последним дигамбарский автор относит Daśavaikālika и Uttarādhyayana. Он перечисляет 12 канонических текстов: Ācāra, Sūtrakṛta, Sthāna, Samavāya, Vyākhyāprajñapti, Jñātṛdharmakathā, Upāsakādhyayana, Antakṛddasa, Anuttaraupapādikadaśa, Praśnavyākaraṇa, Vipākasūtra, Dṛṣtivāda. Последняя включает в себя пять разделов: Parikarma, Sūtra, Prathamānuyoga, Pūrvagata, Cūlikā. Pūrvagata состоит из четырнадцати секций: Utpādapūrva, Agrāyaṇiya, Viryānupravāda, Astināstipravāda, Jñānapravāda, Satyapravāda, Ātmapravāda, Karmapravāda, Pratyākhyānanāmadheya, Vidyānupravāda, Kalyāṇanāmadheya, Prāṇāvāya, Kriyāviśāla, Lokabindusāra.

Так же как и шветамбарская, дигамбарская традиция атрибутирует некоторые книги канона отдельным авторам. Согласно преданию, среди таких авторов был некий Арья Манкху (Ārya Maṅkhu), который жил через 683 года после нирваны Махавиры[20]. Возможно, это тот же самый полулегендарный или даже просто легендарный Арьяманкшу (Āryamaṅkṣu), с чьим именем Индранандин в своем трактате «Шрута-аватара» связывает возникновение одного из авторитетных дигамбарских сочинений — «Кашая-прабхриты» (Kaṣāya-prābhṛta — «Трактат о страстях»). По свидетельству Индранандина, прославленный мудрец Гунадхара[21] (Guṇadhara) объяснил мула-сутры и гатхи vivaraṇa из «Кашая-прабхриты» Нагахастину (Nāgahastiri) и Арьяманкшу, которые передали свое знание Ятивришабхе (Yativṛṣabha), написавшему на этой основе чурни-сутры, состоящие из 6 тысяч книг. На эти книги затем написал грандиозный комментарий учитель Уччарана (Uccāraṇа). Знание священных писаний, т.е. «Кашая-прабхриты» и «Карма-прабхриты», было унаследовано Падманандином из Кундакундапуры (Kundakundapura), написавшим, в свою очередь, комментарий из 12 тыс. шлок на первые три раздела «Шаткхандагамы», или «Шестичастного писания». Однако подобное приписывание тех или иных авторитетных сочинений какому-нибудь вымышленному или даже реальному лицу и создание дополнительной легенды о появлении новых текстов — вполне в духе индийской литературной традиции.

Подлинно научное изучение всего канонического собрания как шветамбарской, так и дигамбарской ветви джайнизма еще впереди. В данном разделе мы лишь дали самую общую характеристику этого корпуса литературы.

Автор текста: Железнова Наталья Анатольевна.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Две школы (стханакавасины и терапантхи) имеют свой корпус канона из 32 текстов, куда входят анги и упанги, но не входят все 10 пракирн и некоторые чхеда-сутры.
  2. Пракриты — это литературные языки индоарийской языковой группы средне-индийского периода (середина I тысячелетия до н.э. — середина I тысячелетия н.э.), складывавшиеся на рубеже н.э.». — Вертоградова В.В. Пракриты. М., 2004. С. 10.
  3. Первым идет название на пракрите как наиболее употребительное в исследовательской литературе, а в скобках дается его санскритский эквивалент. Звездочкой помечены тексты, переведенные хотя бы на один европейский язык.
  4. М. Винтерниц дает другое чтение — Uvavāiya. См.: Winternitz M. A History of Indian Literature. Vol. 2. С. 413.
  5. Винтерниц приводит еще один вариант — Rāyapaseṇaiya (Там же).
  6. К.В. Фолкерт приводит иное чтение: Jīvājīvābhigama (Jīvājīvābhigama). См.: Folkert К. W. Scripture and Community. Collected Essays on the Jains. Ed. by John E. Cort. Atlanta.1993. С 20.
  7. Вариант — Sūrapaṇṇatti (Winternitz M. A History of Indian Literature).
  8. Джинабхадра вместо Pañcakalpa упоминает Jīуакарра (Jitakalpa) Folkert К. W.Op. cit.
  9. Основной текст этой сутры считается утерянным.
  10. Вариант — Uttarājjhāyā (Uttarādhyāyaḥ).
  11. Некоторые называют четвертую мула-сутру Ohanijjutti (Oghaniryukti).
  12. Школа, адепты которой проводят все религиозные церемонии не в храмах, а в общинных домах (sthānaka или upāśrayа). Стханакавасины отрицают почитание статуй и изображений на том основании, что подобная практика «не канонична». Они оставляют свои мирские имена, принимая монашество, что отличает последователей этого толка от шветамбаров. Школа возникла в XVII в. в Гуджарате в результате «иконоборческой» деятельности некоего монаха по имени Лонка Шаха (Lonkā Śahā). По численности своих приверженцев сопоставима с современной дигамбарской общиной.
  13. Все названия дигамбарского канона даются на санскрите.
  14. Данное название весьма условно. Возможно, более удачным было именовать пракрит дигамбарского канона «дигамбари», как это предложили некоторые индологи.
  15. Современный джайнский автор Натубхаи Шах пишет, что дигамбары в качестве канонических (вместо утерянных) рассматривают всего два текста I в. н.э.: «Кашая-прабхрита» (Kaṣāya-prābhṛta), написанный Гунабхадрой, и «Шаткхандагама» (Ṣaṭkhaṇḍāgama), написанный Пушпадантой и Бхутабали. См.: Shah N. Jainism. The World of Conquerors. In 2 volums. Delhi, 2004; Lala Sundarlal Jain R.S. Vol. 2. С 18.
  16. Датировки текстов канона дигамбаров приводятся по Глазенаппу, хотя они не общепризнанны.
  17. Винтерниц добавляет еще две пураны: Triṣaṣṭilakṣaṇa— и Mahāpurāṇa. См.: Win-ternitz M. A History of Indian Literature. Vol. 2. С. 455.
  18. П.С. Джайни приводит иной состав этой «веды»: Triloka-praj ñapti (VII в.), Triloka-sāra (XI в.), Jambūdvīpa-prajñapti (XIII в.). См.: JainiP.S. The Jaina Path of Purifica¬tion. С 79.
  19. В состав «дравья-ануйоги» включается и Āptamīmāṁsā Самантабхадры, но большая часть исследователей не выделяют этот текст в качестве самостоятельного произведения, видимо рассматривая его как комментарий на ТС Умасвати.
  20. Среди надписей в Матхуре, датируемых 130 г. н.э., упоминается некий Мангухасти (Maṅguhasti), возможно идентичный Арья Манкху. См.: Chatterjee A.K. A Comprehensive History of Jainism. Vol. 1. С. 88.
  21. П.С. Джайни даёт иное чтение — Гунабхадра (Guṇabhadra). См.: Jaini P.S. The Jaina Path of Purification. C. 50.
Copyright © 2017 ДЖАЙНОЛОГИЯ.РУ