Бхадрабаху

Бхадрабаху (Bhadrabāhu) — джайнский учитель, принадлежащий к шестому после смерти Джины Махавиры поколению наставников общины и последний, имевший титул «шрутакевалин» (досл. «знаток предания»), поскольку знал наизусть все проповеди Махавиры. Бхадрабаху был также известен как автор комментария «Ниръюкти» на ряд текстов джайнского канона и работы по астрономии «Бхадрабаху-самхита». С именем же Бхадрабаху связывается джайнский десятичленный силлогизм. Шветамбары также приписывают ему один канонический текст под назвванием «Кальпа-сутра». Имя Бъадрабаху играет ключевую роль в истории «великой схизмы» джайнизма, но каждое направление дает свою интерпретацию событий. Дигамбарская традиция утверждает, что Бхадрабаху принял руководство джайнской сангхой после Самбхутивиджая в 317 до н.э. В царствование Чандрагупты Маурьи (322-298 до н.э.), деда Ашоки, половина общины (как утверждает традиция, 12 тыс. чел.) из-за свирепствовавшего в центральных областях страны голода во главе с Бхадрабаху отправилась из Магадхи на юг страны, в Карнатаку, где голода не было, a другая половина (старые, немощные и наименее стойкие) осталась под руководством монаха Стхулабхадры. За время отсутствия Бхадрабаху Стхулабхадра, заинтересованный в сохранении священных книг, и его сторонники созвали собор в Паталипутре, на котором собрали воедино 11 книг священного канона— анг, восходящих к проповеди самого Махавиры. Кроме канонизации священного писания оставшаяся часть монахов ввела обычай носить белую одежду.

Когда по прошествии 12 лет, после окончания голода, Бхадрабаху с монахами вернулся, то он и его «партия» отказались признать каноничность собранных текстов, заявив, что подлинные анги и пурвы были утеряны, a также отказались признать законным и соответствующим учению Джины нововведение сторонников Стхулабхадры — ношение белой одежды. Раскол единой джайнской общины, как сообщают дигамбарские авторы, произошел в 136 эры Викрама, т.е. в 79 н.э. В дальнейшем, согласно дигамбарскому преданию, Бхадрабаху стал духовным наставником царя Чандрагупты Маурьи, который под влиянием своего учителя отказался от царства, принял джайнские монашеские обеты и вместе с Бхадрабаху отправился на юг Индии, в Шраванабелголу, где на горе Чандрагири закончил свои дни посредством «святой смерти» — саллекханы (полный отказ от пищи и пития). Там же имеются отпечатки стоп (падуки) Бхадрабаху, являющиеся местом поклонения дигамбаров. В соответствии же со шветамбарскими источниками, Бхадрабаху отправился не на юг Индии, как утверждают дигамбары, a в Непал. Когда был созван собор (ок. 300 до н.э.) в Паталипутре, Бханти обнаружилось, что никто из присутствовавших на нем не знал доподлинно последнюю часть писания, т.н. 12-ю ангу, включающую 14 пурв. Поскольку Бхадрабаху, знавший ее, отсутствовал, община направила к нему двух монахов, которые должны были пригласить его. Бхадрабаху из-за принятых 12 обетов не мог отправиться в Паталипутру, но согласился наставить в писании учеников. Поэтому Стхулабхадра вместе с 500 другими учениками получили наставление непосредственно от самого Бхадрабаху. Однако все ученики, за исключением Стхулабхадры, выказали неспособность к постижению писания. Поэтому только Стхулабхадра смог выучить недостающую часть писания. Кроме того, Бхадрабаху настоял на том, чтобы последние четыре пурвы Стхулабхадра не передавал никому. Поэтому канон все равно остался неполным.

Н.А. Железнова

Top.Mail.Ru
Copyright © 2020 ДЖАЙНОЛОГИЯ.РУ