Тхакур Амритачандра Сури — известный дигамбарский автор раннего средневековья. Почетный титул «Тхакур», очевидно, указывает на его принадлежность к высшим варнам, а «Сури» — на то, что он был руководителем сангхи. Среди дигамбаров Амритачандра почитается как крупный автор, комментатор, выдающийся философ и учитель, достигший высоких ступеней духовного развития.

Подробных сведений о его жизни не сохранилось, также ничего не известно о его общине, учителях и учениках. Согласно дигамбарской традиции,  Амритачандра стал ачарьей в 905 г. Все авторы, на которых ссылался Амритачандра в своих работах, и все работы, на которые он писал комментарии, определенно относятся к периоду I — нач. IX в. С другой стороны, все авторы, которые обращались к его работам, ссылались на них или упоминали Амритачандру, жили в XI в. или позже. Есть мнения, что Амритачандра мог жить в XI, XII или XIII в. Амритачандра написал несколько комментариев к работам наиболее выдающихся дигамбарских авторов (Кундакунда, Умасвати), а также авторитетный трактат по этике «Пурушартхасиддхйупая».

А. Дюранов

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.

***

В плеяде джайнских учёных ачарья Амритачандра занимает, пожалуй, второе место после Кундакунды. К сожалению, нам почти ничего не известно об этом великом ачарье, жившем около 12 в., за исключением тех отрывочных сведений, которые можно почерпнуть из его литературного наследия.

Начисто лишённый какого-либо интереса к мирской славе, ачарья Амритачандра завершил один из своих трудов такими словами: «Буквы создают слова, слова создают фразы, а фразы создают эту священную книгу. Я сам не сделал ничего».

Те же самые чувства выражаются и в Таттвартхасаре, комментарии на Таттвартха-сутру. Пандит Ашадхарджи называл его Тхакуром, что указывает на происхождение ачарьи из высокого кшатрийского рода.

Ачарья Амритачандра в совершенстве владел санскритом. Его литературный стиль – будь то в прозе или в поэзии, прост, лёгок для понимания и мелодичен.

Ачарья всегда был погружён в духовные размышления, отражением которых и стали его работы, демонстрирующие высочайший духовный гений автора.

Все они были написаны на санскрите. Среди его прозаических работ можно отметить комментарии на великие творения ачарьи Кундакунды:

  1. Самаясара-тика: комментарий на Самаясару, также известный как Атмакхьяти.
  2. Правачанасара-тика: комментарий на Правачанасару, также известный как Татпарья-дипика.
  3. Панчастикая-тика: комментарий на Панчастикая-сару, также известный как Самая-вьякья.
  4. Таттвартхасара: поэтическое переложение написанной в прозе сутры ачарьи Умасвами.

Пурушартхасиддхьюпая: собственная работа ачарьи Амритачандры, рассматривающая различные вопросы религиозной практики домохозяев. В частности, в ней весьма подробно объясняется природа насилия и ненасилия.

Источник: http://www.jainworld.com/

Top.Mail.Ru
Copyright © 2019 ДЖАЙНОЛОГИЯ.РУ