Гунастхана

Гунастхана — в джайнизме стадия духовного освобождения. Выделяется 14 гунастхан. 1-я гунастхана характеризуется некоторыми случайными проблесками сознания как адекватного отношения к реальности; 2-я гунастхана является промежуточной стадией между 1-й и 4-й гунастханами; 3-я гунастхана — стадия утверждения в правильном воззрении. 4-я гунастхана — стадия осознанного принятия учения в результате медитаций или наставлений учителя, характеризуется наличием контроля — упашама над аффектами, душевным волнением из-за невозможности длительного феноменального существования — самвета, отказом от чувственных удовольствий — нирведа, состраданием — анукампа, полным принятием учения как истинного — астикья; на 5-й гунастхане начинается этическая практика, когда адепт берет обязательство соблюдать в неполной форме основные и дополнительные обеты; 6-я гунастхана достигается только аскетами, которые полностью выполняют обеты, но еще подвержены слабым аффектам; на 7-й гунастхана формируется духовная сила, позволяющая преодолеть полностью привязанность к внешнему миру, полностью овладеть телом и развить способность телепатического познания (манапарьяя-джняна); 8-я гунастхана характеризуется овладением одним из 4 видов медитации (шукла дхьяна) как орудием разрушения кармы; 9-я гунастхана — стадия окончательного преодоления сексуального желания и грубых аффектов — гнева, гордости и хитрости; на 10-й гунастхана преодолеваются более тонкие неблагоприятные состояния сознания, например, алчность; на 11-й гунастхана подавляется почти вся карма, препятствующая правильному поведению и правильному воззрению; на 12-й гунастхана разрушена вся карма, препятствующая правильным воззрению и поведению, а также карма, мешающая обретению абсолютного знания и абсолютного восприятия, затрудняющая духовное продвижение; 13-я гунастхана — стадия достижения абсолютного знания (кевала-джняна), на которой остается еще слабая активность (йога) тела, речи и ума; достигший этой стадии называется архатом или кевалином; на 14-й гунастхане активность полностью прекращена, время нахождения в этом состоянии очень короткое, требующее произнесения нескольких мантр, после чего джива покидает тело и перемещается в самую верхнюю часть мироздания и становится Совершенным (сиддха).

А. Дюранов

Top.Mail.Ru
Copyright © 2019 ДЖАЙНОЛОГИЯ.РУ